Результаты профессиональной деятельности человека зависят не только от его познаний в определенной области, но и от мировоззрения, ценностных ориентиров и стимулов, которыми он руководствуется. Каждая сфера деятельности требует наличия определенных личностных и профессиональных качеств, отсутствие которых не позволяет специалисту должным образом выполнять свои обязанности. Принятие компетентных решений предполагает, что он снабжен не только техническими и экономическими знаниями, но и осознает возможные социальные и экологические последствия их реализации, обладает такими личностными качествами, которые позволяют ему взять на себя необходимую ответственность.
Индивидуальные черты личности, жизненный опыт и окружающая среда формируют предрасположенность человека к устойчивости на том или ином уровне своего развития в течение довольно продолжительного времени, поскольку создают набор интеллектуально-эмоциональных предпочтений и привычек, который как магнит не позволяет перейти к новому источнику притяжения, характерному для следующего уровня.
Поскольку каждому уровню развития личности соответствует определенное мировоззрение (жизненные принципы, мотивы и стереотипы поведения, особенности интерпретации «причин – следствий» происходящих событий и т.д.), включая эмоционально-чувственные предпочтения и привычки, удерживающие человека на этом уровне, то и степень его подготовки к решению профессиональных задач будет зависеть от того уровня развития, на котором он находится.
Процесс обучения, на наш взгляд, в рамках каждой дисциплины должен опираться на знание познавательных способностей и эмоционально-чувственных реакций, характерных для соответствующих уровней развития личности человека.
Уровни развития личности человека:
1. Биологический.
2. Коммуникативный.
3. Экзистенциальный.
4. Рефлексивный.
5. Духовный.
Таким образом, при мотивировании обучающегося необходимо учитывать уровень развития его личности, опираться как на интеллектуальные способности, так и на эмоционально-чувственные переживания, вовлекающие его в творческий процесс, стимулирующий познавательную активность и развитие личности.
Переход от уровня к уровню происходит не посредством замены одного другим, а путем постепенного наслоения последующего на предыдущий, с соответствующей сменой интеллектуальных и эмоционально-чувственных предпочтений обучающегося, присущих новому мировоззрению.