Уровень 2

Коммуникативный уровень развития личности

Коммуникативный уровень предполагает более широкое проявление инстинкта самосохранения, охватывающего помимо индивида еще и коллектив (группа), причастность к которому актуальна для обучающегося. Вырабатывается поведение, учитывающее интересы коллектива, происходит интеллектуальное развитие, связанное с органическим включением обучающегося в некоторую общность, с принятием ее этических норм на уровне «хорошо – плохо», «можно – нельзя». Положительные эмоциональные переживания связаны с чувством единения с коллективом, осознанием своей роли в нем, но при этом порой негативно воспринимается необходимость подчиняться определенным требованиям, т.е. внешнее ограничение своей воли, которое может вызывать даже активно-агрессивное поведение обучающегося.

Получив целостное восприятие предмета (объекта) на биологическом уровне, обучающийся теперь может поделиться своими ощущениями (представлениями) с преподавателем и другими участниками группы, выслушать их точку зрения, принять участие в коллективном изучении вопроса (ситуации). Наиболее востребованными на данном уровне могут быть методы группового обсуждения (кейс-метод, деловая игра, «мозговой штурм» и т.п.), позволяющие научить особенностям ролевого взаимодействия в коллективе, делегированию полномочий, выработке лидерских качеств.

Цель обучения на коммуникативном уровне – сформировать у обучающегося навыки ролевого взаимодействия в коллективе, выработки совместных решений, умение проявлять свои лидерские качества в контексте всего предметного поля дисциплины.

Активизация познавательных способностей достигается за счет удовлетворения потребности в общении, то есть центр притяжения – состояние удовольствия, которое испытывает обучающийся от общения (принадлежности к определенной группе).