Духовный уровень развития личности
На духовном уровне развития происходит наиболее полное проявление инстинкта самосохранения (себя, рода, коллектива, Родины, человечества) в режиме естественной реакции на угрозу. Самопознание и познание окружающего мира осуществляется на основе категорий «естественно (истинно) – неестественно (ложно)», способствуя проявлению внутренней свободы, выходя за рамки борьбы «ума и сердца». Эмоционально-чувственные реакции гармоничны и естественны. Человек осознанно воспринимает мотивацию предыдущих уровней развития, руководствуясь в принятии решения общечеловеческими (духовными) смыслами.
Подойдя к этому уровню обучающийся уже обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, чтобы справляться со сложными профессиональными задачами в рамках изучаемой дисциплины. На духовном уровне меняются критерии оценки принимаемых решений, когда специалист отдает предпочтение не столько экономической целесообразности проекта, а скорее его социальной и экологической эффективности, принимает в расчет влияние принятого решения на будущие поколения, их здоровье и нравственность. На этом уровне могут использоваться те же задания, что и на предыдущем (рефлексивном) уровне.
Цель обучения на духовном уровне – развить у обучающегося способности находить решения сложных актуальных проблем, руководствуясь общечеловеческими ценностями, социальными, экологическими и нравственными критериями оценки.
На этом уровне обучающийся удовлетворяет потребности в личной (духовной) самореализации, получая удовольствие от истинного поведения.