Рефлексивный уровень развития личности
Рефлексивный уровень характеризуется формированием собственного мировоззрения, своей этической системы, что обусловлено мерой осознания законов общественной жизни и развития личности. Интеллектуальное развитие сопровождает рефлексия категорий «добро – зло», приводящая к лучшему пониманию других людей и постепенно уводящая с эгоцентрической позиции. Обучающийся понимает различия между предписанными извне требованиями (общественными законами, нормами поведения) и внутренними критериями их оценки с позиции личного опыта и своих нравственных ценностей. На данном уровне проявляется внешняя эмоционально-чувственная гибкость обучающегося, способного обоснованно высказывать свою точку зрения, критиковать, отстаивать свою позицию. При этом в человеке происходит обострение внутренних противоречий («ума и сердца»), когда при принятии решений осознается столкновение интересов внешнего окружения, внутренних инстинктов и собственного мировоззрения (ценностей).
Получив целостное представление о предметной области дисциплины на уровне ощущений, коллективного взаимодействия и системы существующих концепций, методик и правил, обучающийся на рефлексивном уровне концентрирует внимание на решении конкретных проблем, опираясь на критическое мышление, знания, личный опыт и свои творческие способности. Для этого уровня могут применяться ситуационные (проблемные) вопросы; сложные расчетные задания, не имеющие типовых решений; аргументированное эссе, требующее выявления и описания проблемы, выдвижения гипотезы, доказательства предлагаемого решения и публичной защиты результатов.
Обучение на рефлексивном уровне позволяет развить навыки критического мышления, применения творческого подхода к решению сложных проблем, аргументированной формулировки своей позиции и умение конструктивно отстаивать свою точку зрения.
На данном уровне обучающийся получает удовольствие от умения решать проблемы, выполнять сложные задания, что свидетельствует об удовлетворении потребности в профессиональной самореализации.