Уровень 3

Экзистенциальный уровень развития личности

На экзистенциальном уровне степень проявления инстинкта самосохранения в значительной мере определяется общественными отношениями и культурной средой, в которой находится обучающийся. На этом уровне происходит принятие моральных ценностей, сформированных в обществе в рамках категорий «добро – зло», которые порой смешиваются с понятиями «богатство – бедность», «власть – подчинение», «сила – слабость». Интеллектуальное развитие связано с социализацией и освоением ролевого поведения. Ощущения успешного выполнения своей роли, которая отвечает требованиям среды, вызывает положительные эмоционально-чувственные переживания. Отсутствие рефлексии категорий «добро – зло», «истина – ложь» способствует появлению у обучающегося чувства «внешней несвободы», ограничений, и может привести к «раздвоению» личности, чтобы «борьба инстинктов» не мешала выполнению роли, а также к эмоционально подавленному состоянию.

«Ощутив» внешнее проявление предмета своими органами чувств на биологическом уровне, научившись обсуждать разные аспекты дисциплины, вырабатывать совместные решения с другими участниками группы, обучающийся на коммуникативном уровне приобрел понимание того, что один и тот же предмет может быть по-разному воспринят, а совместное решение позволяет аккумулировать знания и опыт всех участников группы.

На экзистенциальном уровне обучающийся стремится достичь результатов, получить признание своих достижений от преподавателя, других участников группы, поэтому можно широко применять такие виды самостоятельной работы, как тест с заданиями разной степени сложности, проводить опрос на знание терминологии, классификаций, правил, методик, нормативно-правовых актов, предлагать к решению типовые расчетные задания, подготовку реферата с докладом.

Цель обучения на экзистенциальном уровне – приобрести целостное представление о предметной области дисциплины в рамках понятийного аппарата, знание нормативно-правовой базы, умение применять методики для решения поставленных задач, навыки презентации полученных результатов.

На этом уровне происходит удовлетворение потребности в признании, что способствует активизации соответствующих познавательных способностей.